8 (812) 773-43-32 info.sch325@obr.gov.spb.ru
Рабочие программы основного общего образования по информатике для 7-9 классов разработаны на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» и ориентированы на требования к результатам образования, содержащимся в Примерной основной образовательной программе основного общего образования.
Учебно-методическое обеспечение рабочей программы:
1) программа: Информатика. Примерные рабочие программы. 5–9 классы: учебно-методическое пособие / сост. К. Л. Бутягина. —М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018.
2) учебник: Информатика. 7 класс (в 2 частях): учебник. Ч. 1 / К. Ю. Поляков, Е. А. Еремин. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019.
3) учебник: Информатика. 7 класс (в 2 частях): учебник. Ч. 2 / К. Ю. Поляков, Е. А. Еремин. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019.
4) учебник: Информатика. 8 класс: учебник / К. Ю. Поляков, Е. А. Еремин. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019.
5) учебник: Информатика. 9 класс: учебник / К. Ю. Поляков, Е. А. Еремин. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019.
6) учебник: Информатика. 9 класс: учебник / И. Г. Семакин, Л. А. Залогова, С. В. Русаков, Л. В. Шестакова. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016.
Фундаментальный характер предлагаемому курсу придает опора на базовые научные представления предметной области, такие как информация, информационные процессы, информационные модели.
Вместе с тем большое место в курсе занимает технологическая составляющая, решающая метапредметную задачу информатики, определенную в ФГОС: формирование ИКТ- компетентности учащихся. Упор делается на понимание идей и принципов, заложенных в информационных технологиях, а не на последовательности манипуляций в средах конкретных программных продуктов.
В соответствии с ФГОС изучение информатики в основной школе должно обеспечить:
Систематизирующей составляющей предметной и образовательной областей информатики является единая содержательная структура, включающая следующие разделы: «Теоретическая информатика», «Прикладная информатика (средства информатизации и информационные технологии)», «Социальная информатика».
Фундаментальный характер предлагаемому курсу придаёт опора на базовые научные представления предметной области, такие как информация, информационные процессы, информационные модели.
В соответствии и Примерным планом основного общего образования на изучение предмета «Информатика» отводится в 7 классе — 1 час в неделю, в 8 классе — 1 час в неделю, в 9 классе — 1 час в неделю (всего 102 часа). Учебное время увеличено на 1 час в неделю в 8 и 9 классах (68 часов за два года). Объем курса следует расширяется путем увеличения объема практической части.
Рабочие программы основного общего образования по информатике для 10 и -11 классов разработаны на основе Федерального государственного стандарта среднего общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 1413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» и ориентированы на требования к результатам образования, содержащимся в Примерной основной образовательной программе среднего общего образования.
Учебно-методическое обеспечение рабочей программы:
Информатика — предмет, непосредственно востребованный во всех видах профессиональной деятельности и различных траекториях продолжения обучения. Школьный курс информатики обеспечивает эту потребность наряду с фундаментальной научной и общекультурной подготовкой в данном направлении.
Изучение предмета содействует дальнейшему развитию таких умений, как: критический анализ информации, поиск информации в различных источниках, представление своих мыслей и взглядов, моделирование, прогнозирование, организация собственной и коллективной деятельности. При этом эффективность обучения повышается, если оно осуществляется в новой информационной образовательной среде.
В каждом предметном разделе ФГОС отражена необходимость использовать ИКТ в качестве инструмента познавательной деятельности учащихся: для поиска информации в электронных архивах и ее анализа, для работы с электронными компьютерными лабораториями и презентационными средами. Таким образом, информационные технологии выступают и как инструмент межпредметного объединения в учебной деятельности детей, что необходимо учитывать как в преподавании предмета, так и при выборе направлений внеурочной деятельности.
В средней школе изучение предмета «Информатика» на базовом уровне осуществляется в объеме 68 учебных часов (1ч/нед. в 10 классе и 1 ч/нед. в 11 классе).
Для освоения программы углубленного уровня на изучение предмета «Информатика» выделяется 4 ч/нед. в 10 и 11 классах (всего 272 часа, по 136 ч в 10 и 11 классах).
Курс информатики в 10-11 классах рассчитан на продолжение изучения информатики после освоения основ предмета в 7-9 классах. Систематизирующей составляющей предметной и образовательной области информатики является единая содержательная структура, включающая следующие разделы:
Изучение информатики на базовом уровне в старших классах продолжает общеобразовательную линию курса информатики в основной школе. Опираясь на достигнутые в основной школе знания и умения, курс информатики для 10—11 классов развивает их по всем отмеченным выше разделам образовательной области.
Через содержательную линию «Моделирование» (входит в раздел теоретических основ информатики) в значительной степени проявляется метапредметная роль информатики. Здесь решаемые задачи относятся к различным предметным областям, а информатика предоставляет для их решения свою методологию и инструменты. Повышенному (по сравнению с основной школой) уровню изучения вопросов информационного моделирования способствуют новые знания, полученные старшеклассниками при изучении других дисциплин, в частности математики.
В разделах, относящихся к информационным технологиям, ученики приобретают новые знания о возможностях ИКТ и навыки работы с ними, что приближает их к уровню применения ИКТ в профессиональных областях. В частности, большое внимание в курсе уделяется развитию знаний и умений в разработке баз данных (БД). В дополнение к курсу основной школы изучаются методы проектирования и разработки реляционных БД и приложений к ним. Рассматриваемые задачи дают представление о создании реальных производственных информационных систем.
Линия алгоритмизации и программирования является продолжением изучения этих вопросов в курсе основной школы. Новым элементом является знакомство с основами языка Python, который является не только учебным языком, но и широко используется в практической деятельности ведущих ИТ-компаний. Развиваются умения и навыки решения на компьютере типовых задач обработки информации путем программирования.
В разделе социальной информатики на более глубоком уровне, чем в основной школе, раскрываются проблемы информатизации общества, информационного права, информационной безопасности.
Углубленный курс является одним из вариантов развития курса информатики, который изучается в основной школе (7-9 классы). Поэтому, согласно принципу спирали, материал некоторых разделов программы является развитием и продолжением соответствующих разделов курса основной школы. Отличие углубленного курса от базового состоит в том, что более глубоко рассматриваются принципы хранения, передачи и автоматической обработки данных; ставится задача выйти на уровень понимания происходящих процессов, а не только поверхностного знакомства с ними.